Что такое информационная безопасность
Содержание:
- 1 За что отвечает информационная безопасность
- 2 Какой бывает информация и как ее защищают
- 3 Основные виды конфиденциальной информации
- 4 Принципы защиты информации
- 5 Главные элементы информационной безопасности
- 6 Распространенные угрозы информационной безопасности
- 7 Технологии для обеспечения информационной безопасности
- 8 Заключение
Информационная безопасность (Information Security, InfoSec) — это меры, направленные на недопустимость несанкционированного доступа к конфиденциальным сведениям, а также на невозможность ее искажения, изменения, уничтожения, записи и использования в сторонних целях. Сами данные могут при этом храниться в электронном либо физическом виде.
За что отвечает информационная безопасность
Инструменты ИБ направлены на защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации. Иными словами, информационная безопасность должна надежно защищать сведения от угроз и атак. Для этого используют такие средства, как специализированный софт, политики доступа, шифрование данных, правила обращения с конфиденциальной информацией и т. д. Обеспечение ИБ важно любому бизнесу, где осуществляется оборот документов, составляющих коммерческую, персональную или другую тайну.
Какой бывает информация и как ее защищают
Меры информационной безопасности применяют в отношении не только конфиденциальных, но и общедоступных данных. Если злоумышленники получат возможность изменить информацию в размещенных новостях, нормативно-правовых актах, карточках товаров, публичных предложениях и других доступных клиентам документах, это повлечет за собой неприятные юридические последствия для организации. Конфиденциальные же данные (бухгалтерские и финансовые документы, БД, анкеты сотрудников и т. д.) подвергаются атакам мошенников в целях получения наживы путем шантажа, вымогательства, кражи и иных противоправных действий. Чтобы защитить информацию, используют комплекс различных программных и технических инструментов, средств криптографии, резервного копирования, искусственный интеллект и т. д.
Злоумышленники выводят из строя и физическое оборудование, действуя непосредственно или удаленно. Организации необходимо обеспечить надежную защиту серверных комнат от несанкционированного проникновения и влияния внешних обстоятельств, уделить должное внимание отражению сетевых атак, установить антивирусы и межсетевые экраны и применить другие методы в рамках многоуровневой защиты.
Основные виды конфиденциальной информации
Чтобы правильно выстроить информационную безопасность, необходимо корректно классифицировать конфиденциальные сведения. В таблице представлены 2 категории, к каждой из которых требуется отдельный подход и свои стандарты обеспечения ИБ.
Регулируется законом | Регулируется владельцами данных |
---|---|
Персональные данные.Это все сведения, подпадающие под действие закона 152-ФЗ: личная информация о сотрудниках, базы данных клиентов и другие, которые нельзя распространять без разрешения владельца | Служебная тайна.Сотрудники различных государственных служб обязаны охранять сведения, которые они обрабатывают в рамках своей деятельности, и выдавать их строго по соответствующим запросам |
Банковская тайна.Кредитным организациям запрещено разглашать сведения о клиентах и их действиях | Коммерческая тайна.Сохранность информации, обеспечивающей бизнесу успешное развитие и получение прибыли |
Государственная тайна.Строгая охрана внутренних политических и экономических документов, секретных сведений и технологий | Профессиональная тайна.Защита данных людей, обращающихся к врачам, нотариусам, адвокатам, психологам и другим специалистам |
Принципы защиты информации
К трем основным принципам защиты информации относятся конфиденциальность (ограничение доступа к данным), целостность (сохранность сведений в неизменном виде) и доступность (каждый, кто имеет доступ, получает его в любое удобное время). Также необходимыми принципами защиты информации являются:
- Надежность и устойчивость системы к внешним воздействиям.
- Аутентификация — обязательная проверка подлинности пользователей.
- Шифрование данных во избежание их перехвата третьими лицами.
- Мониторинг и аудит действий пользователей.
- Резервное копирование для восстановления поврежденной информации из копии.
- Регулярное обновление системы.
Чтобы обеспечить высокую эффективность, защита должна действовать на всех уровнях контроля (см. таблицу).
Уровень контроля | Инструменты |
---|---|
Административный — инструкции и стандарты, регламентирующие действия персонала в каждой ситуации | Меры дисциплинарной ответственности, политики безопасности, должностные инструкции, правовые нормы и т. д. |
Логический — программные и технические средства, позволяющие ограничить и распределить доступ к сведениям и обеспечить их сохранность | Специальный софт, шлюзы, серверы и другие технические инструменты |
Физический — обеспечивает физическую защиту хранилищ информации | Системы отопления, сигнализации, пожаротушения, кондиционирования, СКУД, замки и двери и т. д. |
Главные элементы информационной безопасности
Для защиты каждого элемента ИБ применяются разные методы и инструменты. На их выбор влияет тип пространства, где расположены защищаемые части инфраструктуры.
Конечные точки
К этим элементам относятся операционные системы, обрабатываемая информация, компьютеры, планшеты, периферийное оборудование, мобильные устройства, офисная техника, серверы. Для защиты применяют системы удаленного доступа, обслуживания и управления конечными устройствами, антивирусы и брандмауэры, инженерные средства для поддержания оптимальных условий в помещении и обеспечения невозможности проникновения и получения повреждений (в т. ч. вызванных внешними обстоятельствами).
Интернет и облако
За безопасность облачных технологий отвечают провайдеры виртуальных услуг. Они следят за гибкостью и динамичностью применяемых инструментов для своевременного предупреждения и отражения киберугроз. Если не предпринять необходимые меры, в организациях остановятся все бизнес-процессы. Для защиты облачного пространства, быстрого развертывания и масштабирования нужного программного обеспечения, а также скорости интернет-соединения необходимо иметь собственный или заключить договор со сторонним Центром мониторинга информационной безопасности (SOC). В функции SOC входит сканирование сети на наличие угроз, мониторинг инфраструктуры, выявление критичных элементов сети. Центры мониторинга работают в том числе на основе информации, полученной из даркнета.
Безопасность пользователя
Защита пользователя заключается в применении сложных паролей, многофакторной аутентификации, обучении безопасным подходам работы в сети, методам защиты от мошенников, своевременном информировании о потенциальных атаках и манипуляциях. Пользователям необходимо работать в защищенной сети (гостевой Wi-Fi в кафе или другом публичном месте может быть под контролем злоумышленников), с безопасным ПО и браузером, не скачивать файлы из неизвестных источников и соблюдать другие меры предосторожности.
Распространенные угрозы информационной безопасности
Существует множество угроз, нарушающих нормальную деятельность организаций. Защита от реальных и потенциальных опасностей должна быть комплексной, включающей все меры — организационные, технические, человеческие. К распространенным угрозам ИБ относятся:
- APT (продолжительная атака повышенной сложности), дающая длительный доступ к ресурсам организации в целях сбора данных и наблюдения за действиями сотрудников.
- Ботнет — сеть зараженных ПК или мобильных устройств, которыми управляют злоумышленники с помощью вредоносного ПО.
- DDoS-атаки. Их цель — закрыть пользователям доступ к сетевым ресурсам. Это достигается путём перегрузки онлайн-сервисов с помощью большого объёма трафика или запросов, поступающих со множества различных источников.
- Атака с помощью скрытой загрузки Stealth Download — злоумышленник применяет разные техники для скрытой установки вредоносного ПО на устройство жертвы без ее ведома.
- Набор эксплойтов (эксплойт-пакет) — инструменты и ПО, использующие уязвимости в системах, приложениях или сетях в целях получения доступа или выполнения вредоносных действий.
- Внутренняя угроза — внутриорганизационные риски. Намеренные действия, совершенные злоумышленниками или сотрудниками, ошибки и неосторожность при обращении с данными.
- Атака типа «злоумышленник в середине» Man-in-the-Middle, MITM — это тип кибератаки, когда злоумышленник перехватывает и использует в своих целях передаваемую двумя сторонами информацию.
- Фишинговая атака — это метод киберпреступности, когда злоумышленники пытаются обманом заставить пользователей раскрыть конфиденциальные сведения. Обычно фишинг осуществляется через e-mail, сообщения в мессенджерах или поддельные web-сайты.
- Программа-шантажист Ransomware (вымогатель) — тип вредоносного ПО, блокирующего доступ к данным пользователя и требующего определенную сумму денег за восстановление доступа.
- Социотехника — это методика, которая изучает взаимодействие людей и технологий, а также способы влияния на поведение и решения людей через социальные факторы. Атаки вида «социальная инженерия» применяются для манипуляции людьми с целью получения доступа к конфиденциальным ресурсам.
- Атаки на социальную сеть принимают разные формы: фишинг, скимминг, вредоносные ссылки, социальная инженерия, DDoS- и таргетированные атаки, спам и мошенничество и мн. др.
- Вирус — вредоносное ПО, прикрепляемое к легитимным программам и способное воспроизводиться при запуске зараженного софта.
- Червь — вредоносное ПО, самостоятельно распространяющееся по сети и не требующее прикрепления к другим приложениям.
Информационная безопасность является критически важной областью, обеспечивая защиту данных, сохранность личной жизни и устойчивость бизнес-процессов.
Технологии для обеспечения информационной безопасности
Информационную безопасность обеспечивает большое количество технологий и методов. Кроме обычных способов — шифрования, аутентификации, антивирусов, брандмауэров и других, применяют такие современные технологии, как:
- Брокеры безопасного доступа в облако CASB, Cloud Access Security Brokers — инструменты, обеспечивающие безопасность и управление доступом к облачным ресурсам. Они действуют как промежуточный слой между пользователями и облачными сервисами, предоставляя различные функции для защиты.
- Защита от потери данных DLP, Data Loss Prevention — решение, предотвращающее утечки, несанкционированный доступ и потерю конфиденциальных сведений. Работает с данными в состоянии покоя и при их передаче.
- Обнаружение и нейтрализация атак на конечные точки EDR, Endpoint Detection and Response — отслеживание и реагирование в реальном времени на угрозы, направленные на конечные устройства.
- Микросегментация — это метод сетевой безопасности, который позволяет разделять сетевые ресурсы на более мелкие сегменты для повышения уровня защиты и контроля доступа.
- DevSecOps — это подход, который интегрирует безопасность на всех этапах жизненного цикла разработки ПО (SDLC), начиная с планирования и заканчивая развертыванием и эксплуатацией.
- Аналитика поведения пользователей и объектов (User and Entity Behavior Analytics, UEBA) — это подход к безопасности, который анализирует данные и применяет методы машинного обучения для выявления аномалий в поведении пользователей, устройств и софта.
Свести к минимуму риски и повысить уровень ИБ в организации можно, только если применять все доступные методы в комплексе.
Заключение
Цифровые технологии стремительно развиваются. Объемы информации постоянно увеличиваются. В этих условиях вопросы ИБ являются очень актуальными для каждой организации. Эффективность информационной безопасности обеспечивается за счет технических и организационных мер, постоянного обучения пользователей, внедрения современных технологий и соблюдения законодательных норм. Инвестирование в системы безопасности, поддержание ПО в актуальном состоянии и проведение аудитов — это лишь некоторые из шагов, способные создать надежную цифровую защиту. Информационная безопасность — не только задача IT-специалистов, но и ответственность каждого пользователя. Только, действуя совместно, можно обеспечить безопасность цифровой среды. Компания «АйТиСпектр» готова обеспечить информационную безопасность вашей компании. Также мы предоставляем услуги приходящего системного администратора.
Я слышал о понятии «атака нулевого дня». Вы можете пояснить, что это такое?
Это атака на уязвимость, которая еще не была обнаружена разработчиками программного обеспечения, и для которой не существует патча.
В нашей организации мы применяем такую технологию ИБ, как UEBA. Она справляется даже с теми угрозами, которые пропустили традиционные методы безопасности. Выявляет скрытые проблемы, снижает ложные срабатывания, улучшает мониторинг и отчетность. Хакеры постоянно идут вперед, но и мы не отстаем.
В своей организации мы регулярно обучаем сотрудников основам кибербезопасности — проводим регулярные тренинги, семинары и тестирования на знание основ безопасности. Тактика приносит свои плоды — сотрудники стали более грамотными и, хотя от атак злоумышленников это почти не защитит, многих ошибок удастся избежать.
А как часто нужно обновлять ПО?
Рекомендуется обновлять программное обеспечение как можно чаще, особенно когда выходят обновления безопасности.
Какие существуют способы защиты конкретно от Ransomware?
Вам поможет регулярное резервное копирование данных, использование антивирусного ПО и обучение сотрудников основам кибербезопасности. Помните о регулярном обновлении программного обеспечения.
Я думаю, что кибербезопасность будет все более развиваться в ближайшем будущем. Ведь постоянно увеличивается число угроз, появляются новые технологии (например, искусственный интеллект), а пользовательские данные нуждаются в надежной защите.