Опубликовано 11.01.2022

Обязанности системного администратора

photo
Игорь Левченко
Генеральный директор компании «АйТи Спектр»
Время прочтения - 5 мин
Задать вопрос

Системный администратор — кто это

ИТ специалисты

Системный администратор входит в огромное семейство ИТ-специалистов со своим, достаточно широким, кругом обязанностей. Он должен обеспечить непрерывное функционирование компьютерного и офисного оборудования, локальных сетей и ПО. Сисадмин устанавливает обновления, проводит внешний осмотр и мониторинг работы техники, настраивает, ремонтирует и т. д. Компьютеры сейчас стоят даже в крошечных офисах, поэтому помощь системного администратора нужна представителям большинства сфер человеческой деятельности.

Итак, подробнее о том, что должен знать, уметь и делать сисадмин.

Что должен знать сисадмин

Как и любую профессию, специальность «системный администратор» необходимо осваивать. Нужно разбираться в продуктах семейства Windows, свободно настраивать работу железа, уметь выстраивать организованную локальную сеть (и на физическом, и на виртуальном уровне) и мн. др.

Сисадмин должен уметь досконально разбираться в аппаратных и программных уровнях любой системы. Для этого мало технических знаний, полученных в вузе. Нужна постоянная практика. Например, одно дело знать, как развернуть локальную сеть и представлять в теории, как передаются пакеты данных. Но работодателю нужны работающие сеть, оборудование и софт. Ему нужна прибыль, развитие предприятия. И в этом сисадмин должен помочь своими теоретическими знаниями, примененными на практике. А в процессе последней IT-специалист узнает больше, чем в вузе.

Поэтому работа сисадмина заключается в постоянном поиске верных решений. А под рукой зачастую только руководство пользователя, YouTube, единомышленники на форумах и, хорошо, если старший опытный товарищ. И еще упорство, т. к. с первого раза многие действия не запомнишь, их приходится повторять несколько раз до полного усвоения. Гораздо легче устроиться эникейщиком («специалистом по всему», помощником сисадмина) и первое время выполнять различные мелкие поручения — переустановить софт, подсоединить устройство и т. д. Полученный опыт позволит молодому специалисту постепенно расти и пройти свой путь до самостоятельного системного администратора.

Узкие и универсальные специалисты

Сисадмины подразделяются на универсалов и специалистов узкой направленности. Первые решают любые вопросы, связанные с обслуживанием оборудования, поэтому работают в основном в обычных компаниях. Вторые благодаря более глубоким знаниям и навыкам в определенной сфере справляются с самыми сложными задачами и заняты в основном в IT-организациях.

Представители рассматриваемой нами профессии администрируют:

  • веб-серверы (настраивают, отслеживают их работу);
  • сети (подключают маршрутизаторы, VPN);
  • безопасность локальной сети (выявляют уязвимости, устанавливают обновления, защищают от проникновения);
  • почтовые серверы (поддерживают их работоспособность, отслеживают спам);
  • базы данных (настраивают и работают с БД).

Полезные навыки для сисадмина

Сегодня рынок предлагает множество системных администраторов. Но большинство из них обладает стандартными навыками, поэтому не особо востребованы. Чтобы работодатель заметил и оценил ценный кадр, необходимо постоянно совершенствоваться — изучать языки программирования, вникать в новые технологии, практиковать DevOps. Если есть возможность, то попасть в отдел разработки какой-либо фирмы и воспользоваться горизонтальным карьерным ростом.

Сисадмин должен уметь:

  • Работать с командной оболочкой PowerShell, позволяющей администрировать «Виндовс».
  • Искать информацию в поисковике (чаще всего это инструкции к устройствам и приложениям).
  • Пользоваться командной строкой Linux, т. к. не вся техника имеет графический интерфейс.
  • Работать с программным обеспечением для удаленного доступа.
  • Разбираться в пакете Microsoft Office и других приложениях, которые используют сотрудники организации. Если возникнут проблемы с работой софта, сисадмин должен помочь любому специалисту.
  • Давать предельно простые объяснения и инструкции сотруднику, далекому от темы.

Также системный администратор должен уметь общаться с людьми. Если коллеги боятся обращаться к ИТ-специалисту, это плохо сказывается на деятельности всего предприятия. Необходимо просто помогать людям, которые ничего не смыслят в этом деле, и проявлять завидную долю терпения.

Должностная инструкция системного администратора

На должность системного администратора могут претендовать соискатели с неполным или законченным высшим образованием и опытом работы не менее 1 года. Также необходимо владеть техническим английским языком, уметь управлять информационными системами, разбираться в программном обеспечении, железе, сетях, администрировать БД. Работодателю важны и личные качества будущего сотрудника. Он должен быть ответственным, грамотным (как в отношении компьютеров, так и в разговоре с людьми), исполнительным, стрессоустойчивым и терпеливым, вежливым и коммуникабельным, а также способным принимать быстрые решения.

Пример должностной инструкции системного администратора

Скачать файл…

Функции

Функции системного администратора определены профессиональным стандартом, чтобы обе стороны четко понимали особенности работы и не выдвигали завышенных требований. Итак, к функциональным обязанностям относится администрирование:

  • прикладного и системного ПО;
  • СУБД;
  • СКС — структурированной кабельной системы;
  • программно-аппаратных средств информ служб;
  • сетевой подсистемы;
  • развития информационной коммуникационной среды предприятия.

Обязанности

Каждому сисадмину нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню. Это связано не только с исправлением сбоев, но и с подключением нового оборудования, установкой обновлений, ремонтом и профилактикой работы устройств. В таких ситуациях нужно полностью отключать серверы и систему, что нереально в течение рабочего времени сотрудников.

Также ИТ-специалист должен постоянно быть на связи, особенно если он работает один. Поэтому сисадмин зачастую не видит ни полноценных выходных, ни нормального отпуска. А иногда приходится решать проблемы, связанные с использованием пиратского ПО, т. к. не все работодатели готовы покупать дорогой лицензионный софт. Или собирать компьютер «из того, что было» и оправдываться, почему он плохо работает.

Но, несмотря на некоторые отрицательные моменты, в каждой профессии есть и положительные. Это — зарплата, карьерный рост, постоянное место работы, возможность совершенствовать навыки. Для этого сисадмин выполняет следующие основные обязанности:

  • обеспечивает безотказность компьютерных сетей и серверного оборудования;
  • производит регистрацию пользователей, а также консультирует их и поддерживает;
  • устанавливает и настраивает компьютеры и офисную технику;
  • следит за работой антивирусного ПО, защищает информацию от несанкционированных проникновений, настраивает резервное копирование;
  • исправляет неполадки, ремонтирует и проводит профилактическое обслуживание софта и оборудования;
  • устанавливает и обновляет офисное и прикладное ПО;
  • работает с базами данных;
  • анализирует работу инфраструктуры, выявляет уязвимые места и предотвращает различные форс-мажоры (либо устраняет их последствия);
  • проводит деятельность по модернизации техники, предлагает заменить устройства на более современные, закупает оборудование;
  • составляет отчеты о своей работе.

В круг обязанностей системного администратора входят и другие вопросы, связанные с документацией, работой техники и софта, сетей и т. д. 

Права

Так же, как и другие сотрудники, сисадмин вправе изучать документы, где говорится о правах и обязанностях, параметрах оценки трудовой деятельности. Руководство должно создать ИТ-специалисту все условия для надлежащего выполнения обязанностей и гарантировать соблюдение прав. Сисадмин имеет право предлагать инструменты для улучшения своей деятельности и пользоваться в служебных целях необходимой документацией и информацией. Также специалист вправе посещать разнообразные курсы повышения квалификации и получать все социальные гарантии, предусмотренные законодательством России.

Ответственность

В отношении сисадмина действуют общие нормы ответственности, согласно которым он должен:

  • соблюдать трудовой договор;
  • возмещать убытки, полученные организацией по его вине;
  • выполнять внутренние правила, приказы, нормы техники безопасности;
  • принимать решения в пределах своих полномочий;
  • избегать халатного отношения к исполнению обязанностей;
  • исключать правонарушения в процессе работы.
Сотрудники в офисе

Как стать системным администратором

Для начала необходимо получить высшее техническое образование. Не для того, чтобы показывать «нужные корочки» руководству. А затем, чтобы понять основы инженерии, алгоритмического мышления, других областей науки и техники. Не лишним будет иметь сертификаты (например, Cisco), подтверждающие профессиональные знания в ИТ-сфере. Также можно обучиться профессии системного администратора на соответствующих онлайн-курсах, которых в интернете представлено большое множество.

Этих навыков хватит, чтобы рассчитывать на карьерный рост в серьезной компании. Но есть одно обязательное условие — необходимо постоянно совершенствоваться, изучать новые технологии, читать книги для сисадминов, интересоваться современными моделями оборудования и т. д.

Заключение

Мы рассказали вам о профессии «системный администратор». Вы узнали кто это, чем занимается, а также как получить данную специальность. Если вам необходима профессиональная помощь сисадмина, то компания «АйТи Спектр» готова помочь и заключить договор разового или регулярного — абонентского обслуживания компьютеров. Опытные сотрудники вникнут в ваши проблемы и решат все вопросы, связанные с работой ИТ-инфраструктуры.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Оставить комментарий

Заказать звонок
+
Жду звонка!